Главная методика – игра и личный пример. Родителям придётся искренне поверить, что учить алфавит – это либо очень просто и естественно, либо увлекательно и здорово.
Зачем учить алфавит
Заучивать порядок букв – это:
• тренировка и укрепление памяти;
• развитие дисциплины и, что важнее, самодисциплины – без этого навыка вообще ничему не научиться;
• подготовка к анализу букв и звуков;
• счёт с помощью букв;
• игра в «морской бой». Правда, не зная алфавит, невозможно играть.
Анализ и счёт – эти пункты явно требуют пояснения.
В 1–2 классе дети будут учить разницу между буквами и звуками. Логично, что для этого нужно знать буквы. Зачем же знать их порядок? Чтобы легко посчитать количество, например, глухих согласных в языке. Если ребёнок знает алфавит наизусть, он его диктует себе под нос, как будто идёт по цепочке, и дойдя до нужного звена, ставит палочку в черновик или загибает палец. Затем считает палочки и – оп! – получает нужную учителю цифру. Если цифра совпадает, щёлкает тумблёр «я умница, я справился». Если не совпадает – ребёнок повторяет решение, внимательнее считает и, как результат, глубже понимает, что же такое глухой согласный.
Не забывайте, что существуют буквенные списки:
а) …;
б) …;
в) … .
Чтобы понимать эти списки, нужно знать, что у каждой буквы, как и у каждой цифры, своё место. «А» – первая. «Д» – пятая, между «Г» и «Е».
Наконец, порядок букв необходим, . Правда. Без навыка игра не выходит.
Когда начинать
Всерьёз алфавит учат в 1 классе, но это будет сложно и неприятно, если нет первичной подготовки. Поэтому в 3–4 года ребёнка знакомят со словом «буква», с самими литерами, с их дружной компанией – алфавитом.
В идеале первые занятия берут на себя воспитатели в детском саду, но лучший эффект проявится, если закреплять знания по-своему и дома: с помощью игр, гаджетов, игровых пособий и др.
Алфавит в 3–4 года – как учить, чтобы не замучить
Основная задача в дошкольном возрасте – донести до малыша, что в разных словах стоят одни и те же буквы. Ребёнок учится узнавать букву в разных контекстах, независимо от шрифта, цвета и дополнительных элементов (например, буквы с глазами, кошачьими ушками или чёткие, как на ПИН-коде детского планшета).
Самые простые и популярные сегодня методики – песенка-мультик и раскраски.
Пособия могут быть электронными, но лучше всего приучать ребёнка к бумаге, пазлам и мозаике. Работая карандашом или фломастером, укладывая небольшие детали в картинку, ребёнок тренирует не только внимательность, как на телефоне, но и мелкую моторику, чувствительность пальцев, усидчивость. А мелкая моторика, кстати, помогает быстрее развиваться речи – мозговые центры, отвечающие за речь и движения пальцев, раположены рядом и влияют друг на друга.
Бесплатные мультазбуки на YouTube:
• где алфавит поётся как песенка, слова к буквам не подбираются: «Мульт мама»;
• где букву показывают в разных словах, обыгрывают, оживляют и т. д.: «Мультипедия тётушки Совы», «Бублик ТВ»; «Цып-цып ТВ»; «Кикулесик».
Есть бесплатные и платные приложения для телефонов и планшетов, которые помогают деткам запомнить силуэт букв и слова, в которых они встречаются.
Для «Андроида»:
«Азбука в песенках, игры, пазлы» – бесплатная короткая версия, платная – с полным алфавитом и постоянно добавляющимися пазлами. По опыту, игра занимательная, песенка запоминается легко, набор заданий не надоедает ребёнку, поэтому есть смысл брать платную версию, тем более, стоит приложение недорого.
«Лунтик. Учимся читать» – серия развивающих приложений от 1С-publishing считается одной из лучших и эффективных. Лучше всего подходит детям 5–6 лет как увлекательная и действенная подготовка к школе.
Алфавит в 4–6 лет. Подготовка к школе
Перед школой уже можно понемногу зазубривать алфавит, но без нажима. Все игровые приложения и наборы должны остаться, они помогают относиться к задаче как к забаве, для ребёнка это важно.
А вот пособия, которые помогут ребёнку 5 лет усвоить порядок букв:
1. Плакат на видном месте. Как ни банально, но многие дети без малейшего усилия запоминают алфавит, если плакат с ним висит перед кроватью или на холодильнике. Каждый день малыш ходит мимо красочного листа и рассматривает, изучает так и эдак, порядок букв постепенно фиксируется в памяти.
2. Игра «чёт—нечет». Это картон, на котором змейкой нарисован алфавит. Игроки по очереди кидают кубик. Если выпадает 1, 3, 5, фишка остаётся на месте. Если 2, 4, 6 – делает один шаг. Игра может быть с вариантами. Например, некоторые буквы помечены лупой – нужно найти и показать предмет, который начинается с этой буквы. Вместо кубика можно использовать «камень – ножницы – бумага»: кто победил, тот делает ход.
3. Дощечка с буквами-вкладышами или планшет с нарисованными буками, на которые нужно цеплять магнитные аналоги.
4. Кубики, магнитные буквы и т. п. – взрослый выкладывает их в правильном порядке, а ребёнок старается запомнить. Потом буквы смешиваются, а малыш повторяет последовательность. Другой вариант игры – взрослый выкладывает алфавит и закрывает глаза, ребёнок прячет несколько букв, взрослый открывает глаза и называет, где и каких букв нет. Потом игроки меняются местами.
Хорошая практика – читать алфавит по-очереди по букве или частями, чтобы скоротать дорогу. Петь алфавит хором на разные мотивы. Идя по алфавиту, находить или называть как можно больше предметов на каждую букву.
Пожалуйста, не пытайтесь научить ребёнка алфавиту «быстро». Лучше начните вовремя – с 3 лет, и постепенно продвигайтесь к цели, играя и соревнуясь, кто дальше продиктует правильный порядок и не запнётся.
Игровая форма творит чудеса, и часто дети сами не замечают, что уже выучили алфавит наизусть.